Вера и Надежда помогут в учебе

Приходилось ли вам слышать от родителей или бабушек какого-нибудь ребенка, что «Мой-то вряд ли сможет быть отличником. Куда ему! Хоть бы на четверки четверть закончил!», «Она у нас такая стеснительная, не быть ей актрисой, хоть и хочет очень» или «Он у нас гиперактивный. На месте усидеть не может. Замучились мы с ним и учительница замучилась. Не знаю, что с него будет»?

Можно, конечно подумать, что взрослые не говорят такое при детях, только между собой, но я точно знаю, какие удивительные возможности слуха демонстрируют наши дети, когда речь идет о них. 

Мне приходилось читать истории из жизни известных людей, где описывалось, что человек вопреки всему добился высокого положения в обществе благодаря матери, которая поддерживала его своей верой в его талант или про женщин, мужья которых стали известными благодаря их вере. Но многие думают, что это всего лишь истории, которые могут быть счастливой случайностью и не касаются большинства людей. И это было бы справедливо, если бы американский психолог К.Р. Снайдер не провел обширное исследование среди студентов первого курса и не получил удивительные результаты.

Результаты его исследования показали, что надежда и оптимизм, сформированные у студентов, приносят пользу в учебных достижениях. Студенты, которые надеялись на хорошие оценки в конце года, получили их. Причем, надежда по Снайдеру - это вера в то, что у вас есть желание и умение достичь своих целей, каковы бы они ни были.


Оптимизм и надежда подразумевают наличие непоколебимого ожидания, что все будет хорошо, несмотря ни на что.

Если человек оптимист, то он связывает свой провал с чем-то, что можно изменить, например:

 «Сегодня я получил двойку, потому что недостаточно разобрался в материале. Я разберусь и оценка будет выше». Оптимисты смотрят на обстоятельства с точки зрения того, как можно с ними справиться и не беспокоятся о том, что может не получиться.

Если человек пессимист, то он приписывает свой провал той особенности, которую он не в силах изменить, например: «Были трудные задания», «Я недостаточно сообразительный». И если ему необходимо исправить оценку, он будет сильно беспокоиться, что не сумеет этого сделать. 

Но откуда же появляется надежда и оптимизм? Может оптимисты такими родились?

Наверное, у кого-то есть врожденные данные для такой жизненной позиции, но все же многое зависит от того, как взаимодействовали с ними в детстве их родители. Поддерживали ли они в детях ежедневную веру в себя, помогали ли преодолевать трудные ситуации, разбираясь во всех их делах и заботах, обучали ли необходимым навыкам или вели себя иначе? 

Что и как родители говорят своим детям, как помогают им в обучении и в жизни - все это влияет на их учебные успехи, а в дальнейшем на личные и профессиональные достижения.

Нередко родители школьников пытаются мотивировать их словами: «я знаю ты можешь», «ты не стараешься, поэтому не получается, постараешься и все получится», но при этом не помогают ребенку преодолевать его затруднения должным образом. Ребенок старается- у него не получается. Мама говорит «ты можешь», а он не может справиться ни с собой, ни с трудной задачей. Со стороны ребенка «ты можешь» больше похоже на давление и в итоге, он вообще перестает что-либо делать или делает все «из-под палки».

Если ваш ребенок с удовольствием учится, верит в то, что у него все будет хорошо и он со всем справится, то вы на правильном пути! Если это не так, то есть хорошая новость - вселять в ребенка веру в себя можно научиться!